kaitrikna

09.12
15:23

Quis custodiet ipsos custodes?


"Утром: труп собаки в переулке, на раздавленном брюхе след покрышки. Этот город меня боится. Я видел его истинное лицо. Улицы - его кишечник, булькающий кровью. Когда-нибудь она свернется и тогда местным глистам придет конец. Вся грязь, накопившаяся от их случек и грызни, вспенится, поднимется им по грудь, и тогда все эти шлюхи и политиканы запрокинут головы и завопят: "Спаси" А я шепну им сверху: "Нет".Алан Мур, "Хранители"Было около шести утра, когда я, наконец, закончил читать "Хранителей". Да, комикс, к формату которого почему-то так много людей у нас до сих пор относятся по-снобски. Но вот в чем загвоздка, если вы не читали "Хранителей", то пропустили один из лучших романов, написанных в XX-м веке.Благодаря недавней голливудской экранизации, многие знакомы с сюжетом. И стоит отметить, что режиссер Зак Снайдер с уважением отнесся к первоисточнику и перенес его на экран так точно, как только смог. (Кстати, помимо версии, что зрители увидели в кинотеатрах существует ultimate версия, зная особенности которой поражаешься насколько точно Снайдер хотел воплотить экранизацию.)Супер-героев не существует, но существуют супер-злодеи. Правда злодеи эти носят вместо звучных прозвищ "Доктор Зло" или "Разрушитель Вселенных" вполне прозаичные "имена": жестокость, беззаконие, несправедливость… И прочие не особо вычурные. Но ведь мир полон мечт и надежд на рыцарей в сияющих доспехах, которые вступят в борьбу со Злом. Пока эти доблестные войны живут на страницах комиксов и приключенческих романов, но однажды, кто-то один не выдерживает, кто-то один не может точно определить, кто именно сошел с ума - он или мир вокруг - но начинает действовать. Надевает почти клоунский костюм. Трико. Трусы поверх лосин. И в таком виде отправляется патрулировать улицы, раздавая пинки мелким преступникам. Так начинается история мстителей в масках. За первым придет второй, там третий. Появятся "Филин", "Мститель под капюшоном", "Силуэт", "Комедиант". Нет, они не будут суперменами, красавец с рекламы зубной пасты не шагнет в реальным мир. Они будут так же боятся, как и вы, их раны будут болеть (у них будут раны!), так же, как и ваши, и они будут умирать. Но супер-героями они станут. (Стоит отметить, что, в конце концов, среди них появится и настоящий супер-герой "Доктор Манхэттен" - существо, бывшее человеком, и которое посчитают за Бога.)Если рассказать сюжет кратко, то начинается все с убийства одного из героев в масках - "Комедианта". Герои в масках вот уже несколько лет, как официально запрещены, и люди (а ведь это простые люди) даже восприняли это решение с облегчением, уйдя на покой. Но один из них маньяк и социопат по имени Роршах (заметьте, это важно, что свой псевдоним он считает реальным именем, а свою маску - истинным лицом) не расстается с ремеслом. Убийство "Комедианта" настораживает параноика, начинающего грезить о заговоре.В романе Алана Мура, а позвольте мне назвать этот комикс именно романом, легко утонуть с головой. Это потрясающее литературное произведение, подкрепленное замечательным рисунком художника Дэйва Гиббонса. Чтобы уж совсем вторгнуться на литературное поле - часть материала представлено исключительно текстом, который создает дополнительный лабиринт аллюзий, мистификаций и "упорядоченный хаос" эклектики, делая "Хранителей", кроме всего прочего, образчиком пост-модернизма. Читая "Хранителей" я поймал себя на удивительной мысли, что, по большому счету, мне совершенно не важен рисунок. Нет, рисунок великолепный, но он мог бы быть и другим, и таким, и эдаким. Тут могла быть и графика, и масляная живопись, и вообще какие-нибудь карикатурные человечки. Настолько захватывает текст, рассказываемая история. Настолько живыми становятся персонажи, что ты представляешь их себе сам, без оглядки на рисунок."Хранители" затрагивают целые пласты этических, философских, культурных и социальных тем. Пожалуй, "Хранители" это тот беспроигрышный "адвокат дьявола", которого можно приглашать в любой спор о жанре комикса. Альтернативная Америка 80-х годов, в которой по прежнему президент Ричард Никсон, вроде бы имеет своего "personal Jesus", в лице "Доктора Манхэттена". Синтез материалов - пожалуйста, лекарства от самых страшных болезней - пожалуйста, выиграть вьетнамскую кампанию за неделю - пожалуйста. И при том, при всем, общество переживает сильнейший социальный кризис, а мир одной ногой заступил на поле Армагеддона. Таким образом символом "Хранителей", тем изображением, что вынесено на обложку, стали метафорические "часы судного дня", залитые кровью. (И, кстати, снова же, говоря о этих самых часах, стоит отметить, что они имеют несколько важнейших значений для мира образом романа "Хранители").Стоит ли счастье миллиардов жизни миллионов? Зло во имя добра возможно? Честность перед собой или ложь во спасение? Наука - сила? Бог может дать человеку счастье? Счастье для человека? Мы то, что мы думаем, или мы думаем то, что мы есть? Двуличность, многоличность личность. Сила и слабость: физическая и душевная. Искусство во спасение? История и момент. Личность или общность? Один или все? Это лишь краткий и неполный, да и вообще, пришедший мне только в момент написания, список из тем, которые затрагивает произведение Алана Мура. Центральным персонажем этой истории является крайне не симпатичный тип - Роршах. Маньяк, психопат, социопат. И при всём при том - настоящий герой. А Герой ли? Может романтический образ этого бескомпромиссного подростка-переростка, с психическими проблемами, ослепляет и он, в своих радикальных, но таких красивых лозунговых идеях, не прав глобально? Че Гевару убила не Боливия, его убила Куба. Так может и Роршах, своим зашоренным взглядом, ищет все новых боливий? С выдержки из его дневника, которую я вынес в эпиграф, и начинает роман. Впоследствии он еще несколько раз подтвердит, что компромисс - не его путь. И эта позиция вызывает восхищение, тем более, что каждому отдельному человеку трудно считать трагедию, которая готовится в финале, хоть в чем-то верной. И этот вопрос морального выбора, в той или иной форме, встает перед каждым героем романа.Мой выбор: либо продолжать писать и писать об этой потрясающей книге, либо закруглиться, с надеждой, что благодаря моей рекомендации ее прочтет еще кто-то, кто не читал.Лихо закрученная история, множество сюжетных линий, персонажи, психологический портрет каждого сделает честь "серьезному" литератору, изумительное визуальное построение и структура, детально воссозданная атмосфера времени, пост-модернистские штучки и кунштюки, помогающие принять ирреальный мир за реальность. И при всем притом, это одно из самых реалистических произведений. Прочитайте, не пожалеете.Русский перевод "Хранителей", кажется, в интернете не выкладывался.Так что предлагаю лишь англоязычный оригинал.Скачать комикс Алана Мура и Дэйва Гиббонса, "Хранители"


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки